Легенда Павловского тракта: дорога из серебра…

Павловский тракт: дорога из серебра

Жители Павловского и еще почти двадцати районов Алтайского края, гости, проезжающие транзитом, стали в 2015 году свидетелями масштабного во всех смыслах строительства дороги Павловск-Барнаул. Официально работы называются реконструкцией, практически же построили новую дорогу, соответствующую современным требованиям. Елена Баева (Павловск)

Любая дорога имеет определенную техническую категорию, для каждой из которых жесткие требования: ширина проезжей части, ее характеристики, покрытие, пропускная способность… Реконструируемый участок Павловск-Барнаул был третьей категории, по техническим условиям мог пропускать около трех тысяч автомобилей в сутки. Фактически же по этой дороге ежедневно проезжало в три (!) раза больше.
Необходимость расширения проезжей части назрела давно. В 2009 году был составлен проект работ и ждал своего часа, когда на его реализацию выделят средства, причем сумма вышла немалая. Весной этого года в Алтайский край из федерального бюджета поступило около 1,2 млрд рублей на реконструкцию дорог. Наконец, проектный участок дождался своей очереди — на него направили более половины всех средств. Дело пошло. Перед подрядчиком — ДСУ-4 — была поставлена цель: в кратчайшие сроки привести трассу к нормативным требованиям дорог второй технической категории, способной с легкостью пропускать гораздо большее количество автотранспорта.

Легенда Павловского тракта: дорога на серебре

Легенда Павловского тракта: дорога на серебре

Легенда Павловского тракта: дорога из серебра

Легенда Павловского тракта: дорога из серебра

Работа в ускоренном темпе
В июне 2015 года работа закипела. Для дорожных строителей — без выходных. Объем реконструкции предстоял немалый — 10 километров, и никакой отсрочки по срокам сдачи.
— Оптимальное время выполнения подобного объема работ — два года, — рассказал начальник участка, прораб ДСУ-4 Алексей Сергеевич Макаров. — Так можно спокойно реконструировать, скажем, по километру, не закрывая другие участки, здесь же условия были другие. Поэтому пришлось почти сразу перекрыть всю ремонтируемую трассу и одновременно выполнять все виды работ. Привлекли и субподрядчиков — здесь работали шесть дорожно-строительных организаций, все местные, алтайские. Конечно, водители и их пассажиры были не в восторге, когда летом приходилось добираться до краевого центра по объездной дороге, но по-другому было невозможно.
Сейчас большая часть реконструируемого участка открыта, тысячи автомобилистов уже оценили изменения. Ширина проезжей части увеличилась до 8,5 м, что предполагает уже трехполосное движение вместо двухполосного. Сделали поперечные профили — нужный уклон покрытия от середины полотна к краям, продольные — выровняли дорогу, чтоб она не напоминала гладильную доску и езда по ней была без «болтанки». Привели повороты к нормативным требованиям — «заложили» виражи, повороты на Павловском тракте теперь с большим радиусом, более затяжные и менее опасные. Осталась рекультивация обочин, установка барьерных ограждений, знаков, разметка. Все это обещают завершить очень скоро.
Строители дают гарантию в пять лет. При нормальном обслуживании этот срок может вырасти в несколько раз. Кстати, контроль качества выполняемых работ двойной: лабораторией подрядной организации и заказчика, то есть «Алтайавтодора».

Слой за слоем
Устройство дороги — дело непростое. Это тебе не разравнял основу и залил асфальтом, как кажется обывателям со стороны, а целая наука.
— Вначале скирковали старый асфальт, то есть разрушили дорожное полотно, перемололи его, укатали, распланировали, — рассказывает прораб. — Дальше, в зависимости от участков, поднимали земполотно, засыпали грунтом. Потом выравнивающий слой — песок, доходил в высоту до 45 сантиметров. Следом — щебенка, 15 см, после — «тощий» бетон в 15 см, высокопористый асфальт в 8 см, пористый в 6 см, и, наконец, плотный асфальт, верхний слой, в 4 см.
Со стороны кажется все просто, зная высоту каждого слоя. Но это когда укладывать пару-тройку квадратных метров, а когда речь идет о 85 тысячах…

doroga_pavlovsk_9 doroga_pavlovsk_13

Первый, он же последний
Один из первых участков, попавших во внимание дорожных строителей, — второй лог. Там до сих пор закрыто движение, поскольку работы еще не завершены.
— Самый сложный участок, — объяснил Алексей Макаров. — Создал немало хлопот. Вскрыли грунт, чтоб заменить его (на глубину 3,5 метра) на подушку из песчано-гравийной смеси, появилась вода. Откачали, сделали дренаж, отвели воду, снова засыпали, опять вода…
Все-таки лог дорожники «победили». Установили 3-очковую гофротрубу диаметром 1,5 метра с высокой пропускной способностью талых вод. Засыпали грунтом, увеличили высоту. Теперь дорога возвышается на десять метров выше уровня земли, тогда как раньше меньше чем на четыре.
«Болезнь» большинства логов — снежные заносы зимой и их размыв талыми водами весной. Второму логу теперь это точно не грозит.
Здесь установлены барьерные ограждения, чтоб, в случае чего, автомобили не вылетали в кювет.
doroga_pavlovsk_7 doroga_pavlovsk_8

Советская легенда о Павловском тракте
Когда на некоторых участков реконструируемой дороги вынимали грунт, старожилы переживали: куда его увозят? Их волнения объяснимы. В конце Великой Отечественной трассу Павловск-Барнаул делали, возводя насыпь из «демидовского» шлака, из оставшихся в свое время отходов от производства серебра на Павловском сереброплавильном заводе.
Тогда технология переработки руды на заводе была несовершенна, шлак содержал по некоторым данным до 40 (!) процентов серебра. Его уложили в основание дороги. Об этом есть легенда. Якобы японские специалисты в прошлом столетии предложили разобрать трассу Павловск-Барнаул (чтобы изъять шлак), а взамен построить новую, чуть ли не лучше европейских дорог. Наши (на всякий случай) не согласились, а шлак так и остался укреплять дороги и являться своего рода гарантом будущего следующим поколениям.
Алексей Макаров об этой легенде, естественно, не знал.
— Мы делали выемку земполотна только на части дороги, около одного километра, и на втором логу, — говорит Алексей Макаров. — Там шлака мы не обнаружили. Можете и сами убедиться в этом, возле второго лога участок еще не рекультивирован, все на виду, лежат кучи земли, но шлака нет.
Появляется вопрос: куда же все-таки делся драгоценный шлак? Ответ на него знают ветераны дорожного хозяйства. С каждым ремонтом увеличивается высота дорожного полотна. Сотни тысяч машин своим весом вдавливают вглубь первые слои, удаляя историю и драгоценный шлак. Так что, скорее всего, серебросодержащие отходы так и покоятся в павловской земле.
doroga_pavlovsk_14 doroga_pavlovsk_15

 

Сами поломали, сами и отремонтировали
Немало огорчений принесло для жителей Озерного строительство трассы от Павловска до Барнаула. Летом десятки грузовиков ежедневно колесили по дороге, ведущей в поселок. Понятно, что покрытие пришло, мягко сказать, в ненадлежащее состояние. Жители Озерного с этой проблемой даже обращались в краевые информационные агентства. Мол, трассу-то отремонтируют, а нам что, пешком добираться от нее до дома? Этот вопрос мы адресовали и начальнику реконструируемого участка.
— Изначально восстановление дороги на Озерный не стояло в проекте, — ответил Алексей Сергеевич. — Между Урожайным и Озерным у нас был карьер, откуда для реконструкции трассы брали грунт. Грузовики ездили как раз по этой дороге. Естественно, ее покрытие пострадало. По соглашению с заказчиком мы решили восстановить дорожное покрытие и уложили новый асфальт.

Будет ли первая категория дороги?
Осталось совсем немного до завершения ремонта тракта — всего 10 километров от Павловска до второго лога. Отремонтируют ли его?
— Сейчас разрабатывается проект реконструкции этого участка, заверил Алексей Макаров. — Совсем скоро он будет готов. В отличие от предыдущего в проекте он видится первой технической категории, то есть еще более широким, с четырехполосным движением и еще большей пропускной способностью. Ежегодно количество автотранспорта растет, по этой трассе движется гораздо больше транспорта, чем предполагает дорога второй категории. Так что все это мы предусмотрели. Вопрос в другом — в финансировании. Сколько будет ждать своего часа проект реконструкции оставшегося участка — неизвестно. Очень надеемся, что недолго.
Цифры
На реконструкции дороги были задействовано более ста человек, из техники: 50 КамАЗов, 11 автогрейдеров, 10 экскаваторов, 8 бульдозеров, 7 погрузчиков. Только песка было завезено около 110 тысяч тонн, или 11 тысяч КамАЗов, щебня — более 90 тысяч тонн, или больше 9 тысяч КамАЗов.
doroga_pavlovsk_4 doroga_pavlovsk_5 doroga_pavlovsk_6

Елена БАЕВА, журналист газеты Павловского района «Новая жизнь»
Фото: Анастасия Сахрынина, пресс-служба Главстроя Алтайского края

 

Есть еще немало в Алтайском крае мест, хранящих исторические тайны. Поэтому явно будут востребованы новые познавательные экскурсии. Пример организации качественного экскурсионного обслуживания приведен на сайте http://experts-tourister.ru/india/tours: туристам предлагают на выбор десятки различных экскурсий: каждый гость может подобрать по душе экскурсовода, гида, фотографа, в данном случае — в Гоа, Индии….

Статистика голосов
Голоса посетителей
[Всего: 6 Средний балл: 5]
Легенда Павловского тракта: дорога из серебра… на 03.12.2015 rated 5.0 of 5

2 комментария

  • Кэт

    я знаю куда шлак дели) в речку Касмалу спустили, мы летом там всегда с ситом ходили, серебро мыли, много чего находили)))

    • Павловчанка

      Берега Касмалы и Павловского пруда хранят много историй… Созданный человеческими руками пруд, или как его сейчас называют павловское водохранилище, очень часто во время паводка переполнялся, и плотины (их по некоторым данным было несколько) не выдерживали, их смывало. Возможно, что берега укрепляли именно шлаком от переработки серебра на заводе. Нынешний стадион «Юность» отчасти также стоит на серебросодержащем шлаке. Процесс производства серебра на заводе был несовершенным. Фрагменты серебра по берегам Касмалы (ниже по течению) скорее всего из-за этого. Есть еще одна легенда, связанная с Ново-Павловским сереброплавильным заводом, интригующая содержанием. Якобы на заводе был нелегальный цех по изготовлению (если не ошибаюсь, это называлось чеканкой) серебряных монет. При малейшей опасности (к примеру, проверке) поднимались шлюзы и все содержимое, к сожалению, в том числе и работники, которые были из числа каторжных, смывалось водой. В свое время старожилы говорили, что монетки и серебро ниже по течению Касмалы — как раз оттуда…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *